На главную Написать письмо Карта сайта

DYNAUDIO:

Статьи: Dynaudio







"DYNAUDIO синоним честности"

Сегодня московское Hi-Fi Show – не только место, где можно посмотреть и даже послушать какие-то новинки, но и огромная тусовка, на которую съезжаются интересные персонажи Hi-Fi-индустрии со всего мира.

Роберт Хагеманн, директор по международным продажам компании Dynaudio, оказался не по-скандинавски разговорчивым собеседником.


На выставке мы впервые услышали флагманскую акустику Dynaudio с усилителями Arbiter собственной разработки. Означает ли это, что теперь компания будет производить также и электронные компоненты?

– Нет. Arbiter выпускаются уже давно и совершенно с другой целью. Нашим специалистам, осуществляющим измерение и прослушивание акустики, был необходим своего рода эталонный усилитель, в качестве и нейтральности которого мы могли не сомневаться. Эта презентация преследовала цель показать наши колонки, что называется, в чистом виде, дать возможность услышать тот звук, который мы получаем у себя на фабрике. После ряда подобных демонстраций нас стали спрашивать, что это за усилитель и можно ли его купить. Мы отвечали, что это наш усилитель, но как рыночный продукт пока не существует, и цена на него не определена. В итоге с большим трудом удалось организовать его мелкосерийное производство, и за десять лет мы продали около 50 комплектов. Но мы не занимаемся его активным продвижением, наше дело – колонки, а Arbiter – услуга VIP-клиентам.


Тогда позвольте спросить: какие усилители из тех, что выпускаются серийно, лучше всего подходят к Dynaudio?

– Вы знаете, в нашем исследовательском центре мы специально отобрали технику производителей из Европы, Америки и Азии. Разумеется, если взять рынок в целом, то это всего лишь 3% от общего числа, но наша коллекция адекватно представляет весь спектр доступной сейчас аппаратуры. В ходе экспериментов выяснилось, что для получения отличного результата не так важно, транзисторный усилитель или ламповый, интегрированный или двухблочный. Гораздо важнее качество источника питания и выходного каскада – усилитель должен обеспечивать достаточный ток и хорошо управлять динамиками во всем диапазоне частот. Следующее требование – быть наиболее прозрачным и абсолютно нейтральным. Некоторые производители стараются придать своим изделиям определенный характер звучания – это не соответствует нашей философии, которая заключается в максимально аутентичном воспроизведении записи. Все остальное: конструкция, дизайн, пульт – может быть каким угодно, в зависимости от того, что больше нравится вам.


Значит, вы не стараетесь учитывать особенности слухового восприятия в разных странах?

– Мы убеждены, что люди во всем мире имеют одинаковое представление о качественном звучании музыки. Да, существуют национальные особенности музыкальной культуры, поэтому в России играют на балалайке, а в Швейцарии – на альпийском рожке, но и тот и другой инструмент должен звучать натурально. Поэтому мы делаем совершенно одинаковые колонки для любого рынка.


Как происходит разработка продукта, оценка качества? Доводите ли вы изделия на слух или полагаетесь только на инструментальные измерения?

– Разработка начинается с определенной идеи. Предыдущий опыт помогает выбрать ориентировочную конструкцию акустического оформления динамиков и кроссоверов, которая соответствует этой идее. Затем делают опытный образец и анализируют, что в нем не так. Далее инженер определяет проблему и способы ее решения. Например, в высокочастотном звене лучше применить динамик с меньшей звуковой катушкой и обмоткой, состоящей не из двух, а из трех слоев. Вносятся изменения, и изделие снова измеряется и прослушивается – выясняется, что улучшилось, а что ухудшилось. После серии доработок конструктор постепенно приближается к желаемому результату. Наконец, мы выполняем финальное тестирование с помощью приборов и на слух и решаем, что продукт можно запускать в производство. Но так бывает не всегда. Мы как-то подсчитали: только 5–8% текущих разработок заканчиваются рыночным изделием. Часто на определенной стадии инженер понимает, что он дошел до той точки, когда ожидаемого улучшения уже не происходит. В таком случае проект закрывается – по причине нехватки знаний или ресурсов либо потому, что нас не устраивает достигнутый результат. Но к этому проекту могут вернуться позже, во время работы с другим продуктом, если выяснится, что проблема решается с помощью нового материала или технологии. Таким образом, знания не теряются, а накапливаются и могут оказаться востребованными в будущем.


Кто принимает решение, стоит ли запускать данную модель в серию?

– Глава нашей компании Вилфрид Эренхольц. Предварительный отбор осуществляет группа из пяти человек, в нее входят главный инженер, ответственный за производство, и три человека из отдела продаж. Но последнее слово всегда за боссом, он лично принимает участие в финальном прослушивании.


Как складываются взаимоотношения между «профессиональным» и «домашним» подразделениями компании?

– У нас общий исследовательский центр и одна команда, но научные работы ведутся независимо и в разных направлениях, поскольку требования к студийным и домашним продуктам различны. Разумеется, есть инженеры, больше специализирующиеся на мониторах ближнего поля, предназначенных для работы в заглушенных помещениях, и те, которые разрабатывают колонки с учетом отражений в жилой комнате. Но часто бывает, что грань между профессиональной и домашней техникой не столь велика. Сотрудники постоянно обмениваются опытом – некоторые идеи в адаптированном виде переходят из одной сферы в другую.


В течение последних лет Dynaudio применяет MSP в качестве материала диффузора. В чем его преимущества перед традиционной бумагой и модными ныне металлами?

– Материал диффузора динамика должен соответствовать целому комплексу требований: быть жестким, стабильным и обеспечивать демпфирование, т. е. поглощение внутренних и внешних волн. Металлы удовлетворяют первому условию, но «проваливаются» по второму критерию, бумага – наоборот. MSP – магниево-силикатный полимер – оптимально сочетает в себе различные свойства, хорошо работает с подвесами из резиновых и вспененных материалов.


Другая фирменная черта Dynaudio – звуковая катушка большого диаметра. Что дает такая конструкция?

– Воспользуемся примером из автомобилестроения. Двигатель машины – важнейшая ее часть, именно он определяет ускорение, эластичность и другие параметры, которые гарантируют безопасное и удобное управление. Звуковая катушка в динамике и есть тот самый «мотор», осуществляющий преобразование электрической энергии в магнитную. Она отвечает за то, как быстро может ускоряться и замедляться диффузор, насколько хорошо контролируется его движение. Наши специалисты пришли к выводу, что катушка большого диаметра лучше справляется с такой задачей.


Существует мнение, что колонки Dynaudio слишком правдивые, обнажающие все недостатки записи и используемой аппаратуры. Может, стоит сделать звук более комфортным, чтобы было легче слушать, например, посредственные диски?

– Ну, во-первых, плохих записей становится все меньше, по мере того как студии оснащают свои рабочие места нашими колонками (смеется). Во-вторых, мы считаем, что не обязаны реагировать на то, что кто-то делает некачественный продукт. Если звукорежиссер уснул за пультом, а музыкант не настроил инструмент или не попадает в ноты, бесполезно исправлять это колонками. Наша цель – обеспечить подлинное удовольствие от музыки благодаря высокому качеству звучания, а оно складывается из качества всех компонентов, в том числе и записи. Нельзя же заправить Porsche соляркой, которую заливают в трактор, и ожидать, что он будет по-прежнему катать вас с ветерком.


Всеобщее увлечение домашним кинотеатром как-то сказалось на принципах Dynaudio?

– Бизнес нашей компании стоит на трех китах: потребительские продукты для стерео-, многоканальных систем и автомобилей; студийное оборудование; акустика для автоконцернов, таких как VW, Volvo. Если рассматривать домашние продукты, то в Европе по-прежнему лидируют традиционные Hi-Fi-системы: их доля составляет 80–85%.

Вообще мне кажется, неправильно думать, что у кино театральных продуктов другие принципы, чем у стерео. Если вы слушаете музыку и играет скрипка, она должна звучать как скрипка. Если герой на экране попивает чаек из чашки, это должен быть человек, а не слон, который засасывает воду из озера. Неважен тип информации – главное, чтобы ее донесли достоверно. Поэтому мы считаем, что не существует стерео- или киноакустики – должна быть хорошая акустика.


Но ведь некоторые производители многоканальных систем заявляют, что необходимо учитывать технические параметры форматов высокого разрешения SACD и DVD-Audio…

– Что касается SACD или DVD-Audio, то пока музыкального сигнала высокого разрешения на рынке реально не существует. То, что получено передискретизацией, не дает ничего нового с точки зрения информации. Когда в студиях появится DSD-микширующее оборудование, а в продаже – соответствующие носители, обязательно внесем изменения в конструкцию излучателей. Но сегодня мы не собираемся рекламировать какие-то особые технологии, заявляя, что наши колонки прекрасно воспроизводят SACD и DVD-Audio, – мы стараемся быть честными с покупателями.


Да, но ведь делать такие заявления вынуждают законы конкуренции. Вы не боитесь уступить соперникам?

– Ответ на этот вопрос зависит от того, кого считать конкурентом. Компания Dynaudio производит все части своих акустических систем, начиная с динамиков и заканчивая корпусами, на собственном заводе в Дании. Кто еще так делает? Ладно, давайте возьмем тех, кто сам изготавливает динамики. Их тоже легко пересчитать по пальцам: JMlab, B&W, возможно, Thiel и некоторые другие. Далее, мы предлагаем акустические системы любого уровня – от Audience 42 до Evidence Master, между тем как большинство производителей сконцентрировано только на определенном ценовом сегменте. Если же пользоваться общими критериями, то, конечно, все мировые производители – наши конкуренты, но, по правде говоря, нас это мало беспокоит. Мы никогда не рассуждаем так: «Ага, вот эти ребята выпустили такие-то колонки, а у нас ничего подобного в модельном ряду нет. Давайте и мы сделаем такие же». Мы хорошо знаем свою цель и стремимся к ней.


А почему не воспользоваться чужими комплектующими или построить фабрики в других странах, чтобы сделать продукцию более доступной?

– Мы бы с радостью делали более дешевые колонки – их легче продавать. Но за годы своего существования Dynaudio установила высокий стандарт качества изделий, заслужив определенную репутацию в глазах потребителей. Теперь у нас есть два пути: либо продолжать придерживаться такого стандарта и по-прежнему изготовлять каждую деталь в Дании – в этом случае цена будет высокой, либо пойти по тому пути, каким сейчас следуют многие производители, – корпус из Китая, динамики из Тайваня, а собирается все в Венгрии. Последний – не наш путь. Двадцать семь лет назад, когда основали компанию, мы определили некие принципы и не собираемся от них отступать. Поэтому будем продолжать работать с дистрибьюторами, дилерами, прессой, покупателями, объясняя: да, наши колонки дороже других, но за такие деньги вы получаете уникальные технологии, превосходное качество сборки, надежность, гарантию. И я рад, что Dynaudio придерживается этой линии, ибо в противном случае потеряю работу (смеется), ведь о дешевых колонках все сказано их ценой.


Какие меры предпринимает Dynaudio, чтобы правильно преподнести товар в местах продаж?

– Начиная с этого года, наша компания проводит ежегодную сертификацию дилеров. Цель программы – не только пресечь «серый» импорт, но и предоставить всем клиентам квалифицированное обслуживание и сервисную поддержку. Таким образом, не только мы, но и вы, покупатели, можете быть уверены, что в магазине, на стене которого висит сертификат, вам дадут подробнейшую информацию и окажут помощь в выборе продуктов Dynaudio.

( Журнал "WHAT HI-FI? Звук и видео" май 2005)





"DYNAUDIO. Датчане никогда не лгут."

Индустрия High End всегда отличалась особо изощренным подходом к конструированию своей продукции. Каждая уважающая себя фирма имеет собственный секрет звучания, и даже самые банальные подробности скрываются за непроницаемой завесой тайны. Наиболее ярко это проявляется при производстве акустических систем. Вот где настоящее раздолье для эзотерики! В самом деле, создание самого ответственного звена аудиотракта больше похоже на искусство, чем на точную науку, а о многообразии конечных форм не стоит и говорить. И здесь можно заметить одно очень существенное противоречие. Изделия, выпускаемые промышленными гигантами миллионными тиражами, соответствуют многочисленным ГОСТам и DIN'ам, но имеют весьма отдаленное отношение к музыке. С другой стороны, энтузиасты-одиночки или мелкие гаражные фирмы, "завернутые" на звуке, как правило, не имеют средств на приличное оборудование и научные исследования, а посему конечный результат их деятельности не всегда предсказуем. Очевидно, оптимальным вариантом стала бы компания, сумевшая удачно сочетать в себе достоинства обоих вариантов и благополучно избавиться от их недостатков. Именно такую задачу поставил перед собой Уилфрид Эренхольц, основывая с партнерами по бизнесу в 1977 году фирму под названием Dynaudio.

Сегодня эта датская компания - авторитетнейший производитель акустических систем, уровень продаж которых возрастает в среднем на 40 - 45% в год. Но качество изделий остается на прежней, высочайшей отметке и давно стало стандартом для других фирм. Например, твитеры ESOTAR используются при создании профессионального звукового оборудования, а также для калибровки референсных измерительных приборов и микрофонов. Правда, этого удалось достичь не сразу. Изначально Dynaudio производила акустические системы, используя динамические головки, приобретенные по OEM-соглашениям. Но, по словам г-на Эренхольца, который в настоящее время является единственным владельцем предприятия, шансом для выпуска качественных АС могла стать лишь разработка и выпуск собственных головок. "OEM-производитель всегда зависит от уровня развития своих поставщиков, а наши идеи всегда его опережали. Уже через три года существования во всех AC Dynaudio использовались динамики, спроектированные в нашем же отделе исследований и разработок", - вспоминает он. С этого момента компания начинает продавать свои головки другим производителям, в т.ч. и таким прославленным, как Wilson Audio, Cello, Sonus Faber, Egglestonworks, Anthony Gallo Acoustics, Totem Acoustics. Несмотря на известность, которую принесли фирме собственные динамики, более 90% ее доходов получены от реализации готовых АС, которых сейчас выпускается более 20 моделей по цене от $500 до $75000.

Семь лет назад появился филиал Dynaudio Acoustics, начавший разработку профессионального звукового оборудования. Это был совместный проект Dynaudio A/S и английской компании Munro Associates, возглавляемой известным дизайнером-акустиком Энди Монро. Он был признанным экспертом в области студийного и концертного звука, работал с Led Zeppelin, Pink Floyd и многими другими всемирно известными музыкантами. В 1993 году началось производство эталонных студийных мониторов. Благодаря авторитету Монро к ним сразу же начали проявлять интерес представители большого шоу-бизнеса, в т.ч. студии Air Lyndhurst, Battery и The Pierce Room в Лондоне, NRG Studios в Лос-Анджелесе, Coconut Studios в Кельне, The Hit Factory в Нью-Йорке, Sony Classics в Токио. А также записывающие продюсеры Майк Хеджес, Тревор Хорн, Стив Липсон, МэттЛэндж и даже сами исполнители - Royal Philharmonic, Pet Shop Boys, Cocteau Twins, Dire Straits, Seal, The Prodigy, Пит Тауншенд. Роджер Уотерс, Sade и Marillion. Вот что говорит Марк Нопфлер о системе М4М, установленной в одной из аппаратных AirStudios: "Эта штука... звучит лучше, чем все, что я когда-либо слышал".

После того, как в 1994 г. уволился партнер Эренхольца и он взял бразды правления в свои руки, деятельность компании заметно активизировалась. "У меня буквально выросли крылья. За последние три года мы дополнили несколькими моделями линию Mobile Fidelity, расширили отделения профессиональной акустики и наконец-то наладили распространение своей продукции в США, рассказывает Эренхольц. - Хотя сейчас самым прибыльным рынком для нас является Германия и Юго-Восточная Азия, я уверен. что Америка не менее перспективна. Мы ставим перед собой цель завоевать ее в ближайшее же время". По утверждению Эренхольца, основными причинами увеличения объемов продаж высококачественных АС для его компании служат появление новых цифровых форматов и возросшие запросы потребителей. В 1997 г. рост уровня продаж по сравнению с предыдущим составил 40%, а в 1998 г. и вовсе перевалил за 50%.

А вот мнение главы фирмы об инвестициях: "Я не думаю, что на сегодняшнем рынке какая-нибудь компания может позволить себе сидеть и расслабляться, даже при наличии стабильной прибыли. По-моему, деньги, выделенные на исследования, - это единственно надежные инвестиции в будущее, поскольку конкуренция все время возрастает. Неважно, насколько успешна ваша деятельность сейчас, нужно все время двигаться вперед, в противном случае вы окажетесь на обочине".

Журнал "Salon AV " сентябрь 2000



Саботаж по-датски

Производственные мощности и отдел научных исследований Dynaudio расположены в маленьком датском городке Скандеборге, состоящем в основном из парков и водоемов. Единственное событие, которое здесь происходит - это дождь, зато он идет почти 300 дней в году. Будь жители города хоть немного темпераментнее, они бы давно покончили с собой или перебрались в более теплые края. Возможно, многим из них удается выжить благодаря одержимости одной идеей - создания акустических систем. Наверное, если бы Страдивари жил сегодня, его фамилия произносилась бы как Страдиварсен. На протяжении последних 20 лет деревянные коробки из Скандеборга привлекают такое же внимание, как в свое время изделия великого мастера из Кремоны.

Когда приходит время разработки новой акустики, инженеры компании получают полную свободу действий. Материалы? Сколько душе угодно. Цена? Не имеет значения. Как шутят на фирме, вице-президент по финансам будет разговаривать с боссом только в присутствии адвоката. Время? Его в Скандеборге более чем достаточно. При подобном отношении к делу создание законченного продукта может занимать до пяти лет. Работа начинается с желания реализовать технологически совершенную и в тоже время неординарную идею. После появления прототипа проводится первый тест-прослушивание. Затем модификация и снова прослушивание. И так до сотни раз. Разумеется, все это требует огромных финансовых затрат - создание твитера для модели Evidence, например, обошлось примерно в 450000 долларов. Так что такое удовольствие, как принципиально новая разработка, честная датская компания может позволить себе не слишком часто. Тут должна учитываться каждая мелочь, как говорят, "до последнего винтика", в прямом смысле этого слова. Инженеры по своему опыту знают, что полностью поручиться можно только за собственную работу. В конце концов, перед ними ставится задача создания монументов Музыке, а не памятников инженерной мысли.

Взять хотя бы ВЧ-динамики Dynaudio. Специальная конструкция текстильного купола позволяет почти полностью подавить колебания внешнего края диффузора и его держателя в противофазе полезному сигналу Это происходит в любой обычной пищалке и заметно снижает ее чувствительность. В твитерах применяется система охлаждения Magnaflux. в которой тепло, произведенное звуковой катушкой, частично поглощается магнитной жидкостью. Кроме того, кольцевые магниты, плотно прилегающие к большой передней панели динамика, помимо своей основной задачи, играют также роль своеобразного теплоотвода. Тыловое излучение твитера акустически задемпфировано колпаком с целью минимизации резонансов и устранения ВЧ-искажений, которые могут быть вызваны отражениями от внутренних стенок корпуса.

Самая важная часть процесса создания совершенного твитера - отбор и контроль. К сожалению, ни один прибор не обладает такой чувствительностью, как подушечки женских пальцев. Квалифицированные работницы на ощупь проверяют качество крепления куполов и намотки катушек, а также любые нарушения их геометрии. И только после этого с помощью пайки алюминиевый волосок звуковой катушки соединяется с гибким медным проводом, идущим к контактному лепестку вывода. Это невозможно, скажете вы, и будете правы. Для всех остальных, но не для Dynaudio. Как они это делают? Коммерческая тайна.

Сигнал, приходящий на ВЧ-излучатели от усилителя, значительно ослаблен кроссовером. Поэтому многие фирмы не обращают внимания на звуковую компрессию, т.е. ограничение динамического диапазона, возникающее на больших мощностях. Однако главный контролер фирмы Эрик Нильсен оказался более дотошным и проделал ряд бесчеловечных экспериментов. Он подавал на твитер весом в полграмма киловаттный сигнал, что эквивалентно действию на мембрану ускорения в несколько тысяч g или давления в 5 кг. Когда, наконец, удалось добиться полного отсутствия компрессии, обычно сдержанный Нильсен прослезился.

Басовики у Dynaudio тоже не простые. Структура силикатного магниевого полимера (MSP), из которого изготовлены диффузоры. оптимизирована для получения контролируемого затухания и низкой окрашенности звучания. Плоская геометрия мембраны обеспечивает минимальную фазовую задержку. Гибкий подвес из высококачественного бутадиен-стирольного каучука (SBR) надежно приклеен и термически обработан. Этот материал значительно превосходит по многим параметрам традиционный бутиловый каучук. Отверстия на пылезащитном колпачке обеспечивают дополнительную вентиляцию. Чем больше, тем лучше - это выражение на фирме часто употребляется в связи со звуковыми катушками, поэтому площадь поверхности 3-дюймового каркаса Magnum в 3 раза больше, чем у аналогичных головок других производителей. Разница, как между 4-х и 12-цилиндровыми двигателями. Как говорит Эрик Нильсен, диаметр катушки хорошего динамика должен быть не меньше половины диаметра диффузора. Для достижения минимально возможной массы подвижной системы все они намотаны проводом из чистого алюминия по патентованной технологии Oynacoil. благодаря чему заготовка диаметром 75 мм весит меньше, чем 38-миллиметровая с медным проводом. Этот уникальный метод также предусматривает покрытие катушки специальным термопластичным материалом, после чего ее витки уплотняются и получается единый компактный монолит. Таким образом, полностью исключается возможность ее дальнейшего деформирования и одновременно увеличивается плотность электрического поля, что благоприятно сказывается на эффективности динамика. Размещенные внутри катушки двойные неодимовые магниты обеспечивают максимальное использование магнитной системы (до 90%).

Теперь попробуем перечислить основные признаки первоклассного кроссовера: сделанные на заказ и отобранные вручную полипропиленовые конденсаторы; индуктивности с воздушными сердечниками; тщательное согласование по фазе и импедансу; эффективная система защиты твитера. Все это присутствует в улучшенном фильтре первого порядка, который лишен многих недостатков, присущих традиционным схемам, в частности, реверберации при воспроизведении короткого одиночного импульса.

На земле найдется немного материалов, способных по красоте соперничать с натуральным деревом. Именно поэтому корпуса всех колонок серии Contour фанерованы вручную отборным шпоном, способным удовлетворить даже самый взыскательный вкус. Корпус представляет собой толстый сэндвич из MDF-листов, изготовленный как "коробка в коробке". Он дополнительно усилен каркасом, призванным снизить окраску звука. Благодаря прецизионной фрезеровке всех соединений и дополнительным накладным распоркам обеспечивается структурная жесткость и снижение резонансных явлений. Внутренние поверхности боковых панелей задемпфированы слоем битумного компаунда, устраняющего резонансы и препятствующего проникновению в атмосферу содержащегося в MDF формальдегида. Низкочастотные динамики установлены "внахлест" на боковые стенки, что существенно увеличивает жесткость конструкции.

В Dynaudio сборщик корпусов - прежде всего квалифицированный мебельный мастер, и о конвейере он последний раз слышал в школе. В мастерских вы не найдете машин, которые каждые 5 секунд "выплевывают" новый ящик. Кнуд-Эрик Вебер распиливает, обрезает, засыпает песком и фанерует акустику Consequence в течение трех дней. На Contour 2.8 у него уходит вдвое меньше времени. И он знает что делает, поскольку созданные им АС так же уникальны, как и деревья, из которых они сделаны. Весь используемый шпон отбирается вручную мастерами, прошедшими обучение в Датском институте мебели. Один мастер собирает акустическую пару от начала и до конца, используя один лист шпона, что гарантирует полную идентичность рисунка на левой и правой колонке. Только так можно не беспокоиться о том. что ваша колонка не окажется близнецом, купленным соседом. Кстати, толщина шпона вдвое превышает стандартную. На предприятии, где основным сборочным и производственным механизмом являются люди, возможно применение только безопасных для здоровья веществ. В частности. клей, используемый при сборке колонок, состоит исключительно из нетоксичных и натуральных ингредиентов. Принцип массового изготовления АС обещает невероятные рационализаторские эффекты, внушительное сокращение себестоимости и захватывающие дух прибыли. Многим производителям только этого и надо. В Dynaudio же считают иначе. Когда компания приобрела машину для намотки катушек, инженеры месяц возились с ней, чтобы заставить работать ее... медленнее. Знаменитый твитер D-28, выпускающийся вот уже более 17 лет, до сих пор делается за 32 минуты, в то время как большинству конкурентов требуется на аналогичный процесс две с половиной, включая упаковку. Подобная обстоятельность привела к разрыву отношений датчан с американскими партнерами, для которых количество было важнее качества. Эренхольц любит повторять, что, если его компании нужны деньги, она поднимает цены на свою продукцию, а не увеличивает объемы производства.

В Dynaudio работают более ста инженеров с тренированным слухом. И когда начинается выпуск новой модели, после того, как с акустики снята АЧХ и измерен модуль полного сопротивления с минимальными допусками, каждая АС подвергается тщательному прослушиванию в течение 3 часов. Правда красивая вещь, особенно когда вы можете ее доказать. Поэтому индивидуальный отчет по каждому из этих громкоговорителей помещается в знаменитый скандеборгский сейф и удостоверяется подписями Эрика Нильсена и исполнительного директора. Эти данные впоследствии могут оказать неоценимую помощь при ремонте, когда потребуется подобрать аналогичный комплект. Впрочем, такие ситуации возникают нечасто, т.к. в процессе изготовления и до окончательной сборки каждое изделие проходит до 86 контрольных тестов. Кроме этого АС выборочно помещают в специальную камеру, где проводят компьютерную экспертизу с помощью специального оборудования, позволяющего обнаружить любые огрехи в проводке (иногда), разделительных фильтрах (раз в месяц), динамиках (раз в год) и даже в качестве демпфирования. Результаты впоследствии сохраняются вместе с присвоенным АС серийным номером. Короче говоря, в компании не привыкли "срезать углы" на пути к удовлетворению требований истинных аудиофилов.

Не желая сеять панику, должны предупредить, что корпуса многих акустических систем изнутри демпфируют минеральным волокном. Через открытый порт фазоинвертора мельчайшие частицы этого материала попадают в окружающую атмосферу. А ведь по данным лабораторных исследований, некоторые из этих волокон так же вредны, как и асбест. В Dynaudio применяются материалы, порой в 20 раз дороже аналогичных, но зато совершенно безопасные для человека. Здесь считают, что владелец должен наслаждаться своими колонками долгие годы без вреда для здоровья.

Возможно, многие решат, что подобные требования к качеству порой излишне строги. Однако в компании стараются придерживаться следующего принципа: в мире и так хватает посредственных продуктов для массового рынка. Во всем мире марка Dynaudio ассоциируется с качеством датской ручной работы и феноменальным звучанием. Доказательством служат многочисленные письма от владельцев. Например, один клиент написал о том, что в его студии прорвало водопровод. В отличие от многой другой аппаратуры, акустика из Скандеборга не испортилась. Один голландский ди-джей как-то в экстазе подал на колонки такую мощность, что нагревшиеся катушки расплавили диффузоры НЧ-динамиков, хотя сами не сгорели.


Dynaudio против Porche


В 1998 г. в жизни Hi-Fi-индустрии произошло сразу два события: исполнилось 100 лет со дня изобретения громкоговорителя и появилась новая серия AC Dynaudio. В ней было все - от компактной Audience 40 до новых LR120 и С 120 для современного домашнего кино. Это бюджетная линия, предназначенная в первую очередь для любителей, глубина кошелька которых зачастую не соответствует высоте стремлений. К особенностям можно отнести закругленные углы передней панели, три варианта отделки (пепельно-черный, красное дерево и светлая вишня) и позолоченные разъемы. Упомянутая выше Audience 40 была признана ассоциацией EISA акустикой 1999/2000 гг., а журнал "What Hi-Fi?" в качестве возможных конкурентов указывает значительно более дорогие Dali Royal Menuet II и AVI NuNeutrons. Твитер в этих АС - версия знаменитого D260, используемого в профессиональных мониторах. В серии имеется и готовый комплект для домашнего кино, включая акустику центрального канала и сабвуфер для самых отъявленных видеофилов. Благодаря развитой коммутации возможно объединение двух и более сабвуферов в одной многоканальной системе, а три входных разъема на каждом из них позволяют объединять все 6 каналов в один.

Серия Contour впервые была представлена еще раньше - в 1986-м. Сначала моделями 1 и 2, а затем и знаменитыми Special One. Несмотря на планировавшееся Limited Edition и достаточно большую стоимость, за короткое время было продано более 5000 пар. В 1993 г. на свет появились Contour 1.3, некоторое время спустя признанные американским "Stereophile" лучшими в своем классе. Спустя 5 лет датчане решили выпустить вторую модификацию прославленного монитора, а затем настало время и Special Edition, где диффузоры были покрыты металлизированным лаком, а кроссовер размещен на двух платах, отдельно для НЧ- и ВЧ-секций. Словом,качество без оглядки на стоимость. Не так давно в состав серии вошел и сабвуфер, сделанный в той же бескомпромиссной манере. Для домашних театров высшей ценовой категории хорошим подспорьем станут полочный Contour Т 2.1 и напольный Contour Т 2.5. Чуть позже появились Confidence и Consequence, сподвигнув аудиофилов во всем мире пошире раскрыть их уши, сердца и бумажники. Если вы готовы расстаться с суммой, соизмеримой со стоимостью приличного автомобиля - то эта акустика для вас.

Несмотря на все сказанное выше, считать Dynaudio чисто "акустической" фирмой было бы несправедливо. В конце 80-х было положено начало проекту, для реализации которого потребовалось 5 лет и 6 млн. датских крон (1,1 млн. долларов). Для справки: датскому королю Свену хватило значительно меньшей суммы, чтобы организовать вторжение в Англию в XI веке. Было решено начать разработку электронных компонентов, способных в полной мере раскрыть потенциал выпускаемой акустики. Вся серия, сегодня состоящая из предусилителя, двух моноблоков и ЦАПа, изначально была придумана и изготовлена для испытаний АС исключительно внутри фирмы. И лишь после поступления многочисленных запросов от продавцов и потребителей по всему миру, немало наслышанных об этой электронике, компания решилась начать их розничную продажу.

Несколько слов о преде Arbiter. Он состоит из коммутационного блока с ДУ и источника питания общим весом около 80 кг. Свинцово-гелевые аккумуляторы без эффекта памяти обеспечивают отсутствие пульсаций и независимость выходного сопротивления от частоты и могут работать до 20 часов без подзарядки. При полном разряде источник автоматически подключается к сети и за час восстанавливает ресурс примерно на 90%. При работе от сети задействуется 300-ваттный трансформатор и выпрямитель со сглаживающими конденсаторами общей емкостью 2,9 Ф(1). Благодаря им внутреннее сопротивление источника питания составляет рекордно низкие 0,00002 Ом. Частотный диапазон предусилителя линеен от постоянного тока до заоблачных 5 МГц. Для регулировок используются прецизионные потенциометры Penny & Giles с шаговыми двигателями швейцарского производства и управлением посредством ППЗУ. Учитывая, что за 60000 долларов - а именно столько стоит этот аппарат - можно пригласить к себе на вечеринку живого Паваротти, стоит всерьез задуматься над истинными ценностями. Несмотря на цену, в настоящий момент производится от 8 до 10 экземпляров в год.

Выходные каскады мощного моноблока Arbiter способны безболезненно отдать в нагрузку ток до 120 ампер. В каждом плече установлены по семь биполярных транзисторов с допустимым током коллектора 25 А. Положительная и отрицательная составляющие сигнала усиливаются абсолютно независимо. Два тороидальных 2-киловаттных трансформатора питают выпрямитель, в каждом из которых установлены 8 конденсаторов по 50000 мкф каждый. Усилитель имеет два выхода: на одном из них демпфинг-фактор составляет 1000, на другом - 40, что позволяет выбрать оптимальный режим для разных АС. Каждый моноблок весит 150 кг, из которых 30 приходится на источник питания. Общая стоимость системы составляет около 200000 долларов.

А все-таки, какие колонки будут под стать описанным выше монстрам? Разумеется, Evidence. Это вершина акустической мысли, случай, когда целое значительно больше суммы его составляющих. Форма, как выражение внутреннего содержания. Симметрия, как источник изящной гармонии. Другими словами, в Evidence воплощены:

  • Чувствительность Страдивари
  • Энергия Бетховена
  • Точность NASA
  • Внешность Steinway
  • Идеи Dynaudio

При проектировании этих АС каждый элемент должен был отвечать самым высочайшим требованиям. На их создание ушло более шести лет напряженного труда, результат же превзошел все ожидания и установил новый стандарт звуковоспроизведения. В отличие от многих других компаний, Dynaudio сама производит все части будущей системы, от динамиков и разделительных фильтров до корпусов и демпфирующего материала. Корпус Evidence состоит из 3 модулей: двух идентичных басовых и центрального, для СЧ/ВЧ. Модули соединяются между собой с помощью прецизионного алюминиевого замка, подобного байонету на высококачественных фотокамерах. Собранная конструкция водружается на 40-килограммовую стальную пластину с регулируемыми шипами.

Передняя панель СЧ/ВЧ-модуля представляет собой 5-сантиметровый алюминиевый экран, в который во избежание любых механических резонансов внедрены два твитера и два СЧ-динамика. Специальному фрезеровальному автомату требуется 3 суток непрерывной работы для того, чтобы сделать пару таких экранов. Деревянные боковые панели покрыты рояльным лаком Steinway, съемная задняя панель также из алюминия. На ней расположены все необходимые разъемы. Корпуса низкочастотных секций изготовлены из 1,5-дюймовых плит MDF и задемпфированы битумным компаундом. Отделка натуральный шпон. но при желании возможен и рояльный лак. Кроссовер состоит из 8 отдельных секций (для каждого динамика) и в отличие от других моделей фирмы предусматривает bi- и tri-wiring, а также активное подключение. Зарубежные обозреватели активно практикуют сравнение этой акустики с автомобильными аналогами - "Stereophile" проводит параллели со спортивным BMW M5 и Porsche 911. Немецкий "AUDIO" пошел еще дальше. Согласно его оценке, если Wilson Audio с его легендарными "Х-1 Grand Slamm" можно сравнить с Rolls-Royce. то Dynaudio Evidence - это скорее Mercedes. Впрочем, за первый год продано 75 пар колонок.

Говорят, что каждый вопрос содержит в себе ответ. В таком случае вопрос "есть ли предел совершенства акустических систем" становится риторическим.

01.09.2000

(Максим Семейкин. Журнал "Салон АВ" 2000 #9)


"ИНТЕРВЬЮ С РОБЕРТОМ ХАГЕМАНОМ (DYNAUDIO). Слушайте музыку, а не колонки"

Почти четверть века назад два датчанина и немец основали в Дании фирму по производству акустических систем. В настоящее время у Dynaudio один владелец, он же и президент - Вилфрид Эренгольц. Головной офис расположен в Гамбурге, хотя производство и исследовательские лаборатории по-прежнему остаются в Датском Королевстве. Сейчас в компании работают около 200 человек, а ее годовой оборот составляет около $100 млн. Датчане успешно продают свои изделия в 45 странах мира, причем не только готовые АС. но и динамические головки, которые многие авторитетные брэнды устанавливают в свои колонки. Например, на выставке "Hi-Fi Show'2000" излучатели Dynaudio можно было заметить в корпусах Cello, Ruark, Totem Acoustics. Sonus Faoer и еще в нескольких других, не афиширующих этот факт. Многие производители АС используют динамики, изготовленные в странах Юго-Восточной Азии или даже в Китае, но Dynaudio держит марку и во всех моделях устанавливает головки только собственного производства. Высоко поднятая планка качества требует не только применения современных материалов и технологий, но и ручной сборки. Если при массовом производстве на одну головку затрачивается около 3 мин., то в цехах Dynaudio это время в среднем составляет около 75 мин. Изделия столь совершенны, что знаменитая Bruel&Kaejer использует один из самых дорогих твитеров Dynaudio для калибровки своих измерительных микрофонов.

И все же 60% производства - это готовые АС. среди которых есть и профессиональные мониторы для студий звукозаписи. Они установлены на Sony Music в Лос-Анджелесе и Токио, с их помощью записаны многие композиции группы Dire Straits и Джорджа Майкла. На "Hi-Fi Show'2000" побывал менеджер по экспорту г-н Роберт ХАГЕМАНН (Robert Hagemann), которому мы не преминули задать несколько вопросов.

CAV: Чем вы руководствуетесь при создании новой акустики, наличием рыночной ниши или же более высокими соображениями?

R.H.: Наша философия прямо противоположна рыночной. Производство колонок, которые легко продать, не самоцель. Прежде всего. мы смотрим, что реально изготовить при существующих технологиях. что отвечает нашим идеалам и идеям, и какой продукт мы сможем создать на основе наших исследований. Полагаю, что Dynaudio - единственная фирма в мире, которая еще много лет назад предложила четыре почти одинаковые по стоимости АС. но с совершенно разным звучанием - а ведь это противоречит всяким принципам рынка. Конечно, мы продвигаем свою продукцию, но делаем это ненавязчиво. объясняя людям, что с нашими колонками они будут получать удовольствие от музыки долгие годы. Так что прежде всего - музыкальная философия Dynaudio, а уже потом - то. как воплотить ее в таком продукте, который можно продать.

CAV: А сколько АС в год вы производите?

R.H.: В 1999 году - 35 тысяч.

CAV: Какую музыку вы используете для оценки готовых изделий? Есть ли у вас собственный тест-диск?

R.H.: Нет. В процессе разработки мы сначала измеряем основные параметры конструкции, а потом слушаем обычную музыку - классику, поп, джаз и т. п. Разумеется, можно подобрать и аудиофильские диски, но вряд ли они преобладают в фонотеке рядового покупателя. Существует безбрежное море записей вполне приличного качества, и именно на них мы и тестируем свои АС. Они должны просто воспроизводить то, что записано - доносить до слушателя идеи композитора, голос певца, звучание оркестра. Конечно, с техно или хаус, например, сложнее, т.к. у этих стилей иная цель - генерировать частоты, непосредственно воздействующие на тело человека.

В Dynaudio целая команда слушает колонки в процессе их доводки, и при этом используются почти все жанры. Я не верю заявлениям типа "эти колонки сделаны специально для воспроизведения классики, к примеру, или джаза..."

CAV: Считаете ли Вы, что если параметр невозможно измерить, то его не существует? Ведь некоторые вещи в акустике можно только почувствовать.

R.H.: Нет, мы так не считаем, иначе не старались бы воспроизвести супервысокие частоты, необходимые для правильного восприятия музыки. В современных АС Dynaudio АЧХ простирается аж до 50 кГц. 15 лет назад мы одними из первых создали супертвитер, чтобы охватить не только слышимые, но и более высокие частоты. Однако основная проблема не в том, чтобы воспроизвести ультразвук, а в том. чтобы получить его от источника. То, что легко подать с генератора. невозможно извлечь с компакт-диска, т.к. его диапазон строго ограничен 20 кГц. А вот виниловые проигрыватели могут выдавать частоты вплоть до 28-29 кГц, и прослушивание показало, что это влияет на восприятие музыки в слышимом диапазоне, Наши ощущения при прослушивании CD и LP различаются - они богаче, если аудиосистема может их передать. Мы не слышим ультразвук, но можем распознать его присутствие по звучанию музыкальных инструментов.

CAV: А как обстоит дело в Dolby Digital, где звуковые данные сжаты в 12 раз? Имеет ли смысл вообще говорить о домашнем театре класса High End?

R.H.: Это вопрос определения. Обычно под High End понимают максимально аутентичное представление исходной записи. В домашнем театре речь чаще всего идет о соответствии стандартам либо о максимальном удобстве для пользователя или производителя. И поэтому, на мой взгляд, здесь нельзя говорить о High End.

СAV: Если домашний театр и High End несовместимы, то стоит ли стараться делать "театральные" АС с нейтральным звучанием? Может, лучше, если аппаратура будет маскировать недостатки, присущие саундтреку - низкое разрешение и ограничение динамического диапазона?

R.H.: Вот уже 24 года мы стараемся делать все возможное в рамках существующих стандартов. Сначала это был Dolby Surround, затем Dolby Pro Logic, AC-3, DTS и их последующие усовершенствования. Нас не покидает надежда, что со временем "театральный" формат станет не хуже "звуковых", ведь не было же сжатия с потерями в ранних аналоговых системах. Забавно, что АС Dynaudio до сих пор не имеют сертификата ТНХ: Его требования мы выполняем уже много лет, так зачем же еще платить просто за наклейку на корпусе АС.

CAV: Вы утверждаете, что главное для AC - это предельно честная и точная передача того, что есть в записи. Но ведь каждая колонка, как и скрипка, например, имеет собственный "голос" - Амати звучит по-иному, чем Гварнери.

R.H.: Между созданием скрипок и производством AC - дистанция огромного размера. Существуют колонки-"интерпретаторы". которые могут звучать весьма приятно, но слишком далеко от истины. Доставить слушателю удовольствие, по-своему подавая исходную композицию. - основная цель производителей массовой аппаратуры. Такая акустика донесет до вас звуки скрипки, но какого именно мастера - вы никогда не узнаете. А вот с помощью АС Dynaudio можно не только насладиться игрой исполнителя, но и отличить Гварнери от Амати. Мы считаем, что нужно слушать не колонки, а музыку, достоверно передаваемую ими.

CAV: Можно ли сказать, что вы добиваетесь "прозрачности" в звучании?

R.H.: Не совсем так, я бы предпочел слово "нейтральность".

CAV: Какая аппаратура у вас дома?

R.H.: Дома я бываю редко, в основном летаю по всему миру но когда есть время, люблю слушать музыку. В моей системе CD-плеер Proceed РСМ-2, усилитель Mark Levinson и топовые колонки Dynaudio Evidence.

01.05.2000

( Журнал "Салон АВ" 2000 #5)

Представительство: г. Киев, ул. Владимира Винниченко, 7, тел. (044) 587-87-55
Главный офис: 69001, Украина, г. Запорожье, ул. 12 Апреля, 65А
отдел продаж, магазин аудиотехники: тел.: (061) 220-92-52
факс: (061) 220-92-55
e-mail: sound@sound.zp.ua